Татарское радио online!


Татарский магазин | Тат-портал | Тат-видео

он уже здесь
МИНИ-ЧАТ
НАШИ ПАРТНЕРЫ

Дети Земли

BannerFans.com
Рекламная пауза

Праздничное общение в весенне-летний период

Коллективные выходы на природу с угощением

Они являлись не менее самобытным моментом годового цикла праздников. В них принимали участие не все жители деревни, а группа семей – родственников и друзей. Их проводили по предварительной договоренности в погожие дни, свободные от сельскохозяйственных работ. В заранее облюбованные места выезжали несколько семей, часто с ночевкой: везли в достаточном количестве не только еду, но и необходимые постельные принадлежности. Это называлось тәкәгә чыгү – «выходом на барана», поскольку обязательно резали барана. Люди старались отъехать от деревни подальше; если же выход был кратковременным, без ночевки, то его называли тавыкка чыгу – «выходом на курицу». В этом случае несли с собой либо готовую к употреблению курицу, либо отваривали ее в котле на костре.

Помимо семейных выходов, были приняты выходы на природу отдельных групп женщин или девушек. Обычно там устраивали чаепитие. Особенно любимым для таких выходов был период цветения черемухи. Все выходы на природу обобщенно называли хозурга чыгу (в Троицком и Верхнеуральском уездах Оренбургской губ.) или сахрага чыгу (в д. Новые Каргалы Стерлитамакского у. Уфимской губ.). Подобные празднества с коллективным угощением, чаепитием и игрищами были характерны и для татар, проживающих в долине реки Иж (северная часть Елабужского и южная часть Сарапульского у. Вятской губ.), а также и для касимовских татар, которые выезжали на берега рек Оки или Мокши (Касимовский и Елатомский уезды Рязанской губ.). Отметим, что точно такие же выходы на природу в летнее время были характерны и для башкир.

Летний женский праздник карга боткасы – «грачиная каша», карга туе – «грачиное пиршество»

Этот праздник встречался в Верхнеуральском и Златоустовском уездах. Его устраивали раз в году в один из погожих летних дней после завершения сева с участием всей женской половины деревни, начиная с девочек и кончая пожилыми женщинами. Приглашали гостей и из соседних деревень. В ряде мест (в частности в Златоустовском у) это было поочередное угощение женщин соседних деревень, причем как татарских, так и башкирских. Например, женщины башкирских деревень Мастагул или Ахун сначала приглашали к себе женщин из татарской деревни Шарипкино, где проживали мишари и тептяри, а затем жительницы д. Шарипкино приглашали к себе. Приглашать на праздник приезжали специально, при этом уточнялось количество гостей и день проведения. Обычно на праздник приезжало около пятидесяти человек. Празднество заключалось в коллективном угощении, на приготовление которого продукты собирали накануне вскладчину. Иногда собирали деньги и на них покупали в магазине все необходимое. На горе в большом котле варили кашу обычно пшенную, а с собой приносили домашнее пиво. После угощения начинались игры и различные состязания, например, в беге и прыжках, в которых принимали участие девушки. Победительниц одаривали яйцами, платками, которые, приготовив заранее, приносили из дому.

Праздник березы "каен бәйрәме"

Этот праздник был приурочен к Троице. Его главными участниками была молодежь, особенно девушки, которые к этому дню обязательно стремились сшить новое платье и приобрести другие обновки. Девушки (одни или в сопровождении парней) шли в лес «завивать березу*. В лесу березу украшали лентами, платками и полотенцами. Иногда березу срубали и приносили в деревню, где таким же образом украшали. Интересное описание такого праздника записано в д. Елтань Чистопольского у. В этот день парни и девушки с песнями шли в лес, срубали облюбованную березу и также с песнями несли ее в деревню на площадь, где и устанавливали. Вокруг березы начинали водить хоровод. Один из находчивых и голосистых парней был руководителем праздника. Он собирал с девушек платки, ленты и украшал ими березу. Затем начиналась игра, напоминающая «фанты»: ведущий наугад брал с дерева предмет, а его хозяйка должна была спеть или сплясать. Таким образом, все девушки поочередно участвовали в игре. При этом часто исполняли лирические, любовные куплеты, связанные с предстоящим замужеством. Завершая праздник, березу несли к реке, там ее ломали и бросали в воду. На площади смотреть игры собирались все жители деревни, но к реке отправлялась только молодежь. Данный праздник бытовал в деревнях кряшен.

Молодежные игрища

Из всех видов общения наиболее массовыми, частыми и разнообразными у всех народов были молодежные. Этика общения молодежи была связана с определенными народными традициями, различавшимися в той или иной мере у разных социальных групп. То же самое можно сказать и о татарах, хотя в исторической и художественной литературе бытует мнение о замкнутом образе жизни татарской молодежи, особенно девушек, якобы вызванном запретами ислама и шариата. Как показали исследования, у татар молодежные игрища также занимали значительное место в годовом цикле обычаев, обрядов и праздников. К сожалению, в этнографической литературе о них вообще нет никаких сведений.

Игрища – это собрание молодежи для игр, танцев и других развлечений. У татар их называли общим словом уен, как правило, уточняя: яшьләр уены – «молодежное игрище», кызлар уены – «девичье игрище», кичке уен – «вечернее игрище». В зимнее время в игрище превращались посиделки. Однако в данном разделе речь пойдет не о них, а о равнозначных понятию «хоровод» в широком смысле этого слова как об одном из видов общения крестьянской молодежи в свободное от работы время пол открытым небом в специально предназначенном для этого или произвольно выбранном месте – на улице, у околицы, в поле, на лугу и пр. В отличие от русской деревни, которая знала и зимние хороводы на улице, у татар они не наблюдались. Они бытовали лишь у чепецких татар во время осенне-зимних гостеваний. Молодежные игрища являлись неотъемлемой частью традиционных народных праздников Сабантуй и Джиен. Помимо этих праздничных игрищ, у татар проводились и другие. Вот некоторые их варианты.

«ВЕЧЕРНЕЕ ИГРИЩЕ» - КИЧКЕ УЕН

Его устраивали в погожие вечера в период, более или менее свободный от полевых работ, – после сева до сенокоса. Иногда они проводились ежедневно. В таких случаях они представляли собой общение девушек или юношей (а иногда и тех, и других вместе), живущих поблизости, и были немноголюдными и непродолжительными. Этот вариант вечерних игрищ бытовал практически во всех районах проживания татар Поволжья и Урала.

МОЛОДЕЖНЫЕ ИГРИЩА ВО ВРЕМЯ ПОЛОВОДЬЯ

В конце апреля – начале мая проводились игрища, характерная особенность которых заключалась в том, что в них принимала участие молодежь нескольких деревень, хотя организатором традиционно выступала молодежь одной деревни, на лугах которой они и проводились. Такие игрища были распространены в районе сравнительно крупных рек – Камы, Вятки, Оки, Мокши и др.
Эти игрища бытовали и в деревнях мишарей, у которых в другое время, как отмечалось выше, молодежные игрища были редки. В частности, они встречались в деревнях Шубино, Кочки Пожарки, Бастаново и пр. Интересно отметить, что в д. Новые Каргалы Стерлита макс кого у, жители которого являлись переселенцами из Тамбовской губ., подобные молодежные игрища назывались язгы тугай уеннары – «весенние игрища в пойме». А, например, в д. Азеево это игрище включало в себя вождение хоровода, при котором парни с девушками держались не за руки, а за полу одежды или платок, и пели протяжные песни.
У сергачских мишарей эти игрища проводились во время половодья десять дней подряд, в других же районах – один раз. Они назывались ташу җыены («джиен половодья») и проходили в одну из пятниц. А подобные совместные игрища в д. Нижние Шуни Малмыжского у. назывались Ташу атнасы – «неделя половодья».

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ПЯТНИЧНЫЕ ИГРИЩА

Такие игрища были обязательными и регулярными. В большинстве деревень их устраивали под вечер, хотя иногда они проводились и в первой половине дня. Утренние игрища, как правило, были девичьими, причем и гармонистами на них были девушки. Они бытовали в Тептярь-Учалинской вол. Верхнеуральского у. в деревнях Ахуново, Сафарово, Имангулово, а также в д. Татарский Калмаюр Ставропольского у. В пятничных игрищах участвовала вся деревенская молодежь. Чтобы не вызывать недовольства религиозных людей, они проводились в укромных местах – па окраине села или на лугу. В зависимости от места проведения само игрище называлось по-разному, например, наратлык – «сосняк», каенлык – «березняк», камышлык – «камыши», ындыр арты – «за гумном» и т.д.
Подобные пятничные игрища устраивались практически во всех татарских деревнях за исключением деревень татар-мишарей Пензенской и Тамбовской губерний и касимовских татар. А вот в Сергачском у., равно как и у казанских татар, они были традиционными. У них во время пятничных игрищ парни и молодые мужчины устраивали состязания по борьбе, правда, призов на этих соревнованиях не было. Девушки выходили нарядно одетыми, а парни ходили вокруг них, распевая песни.
Проводились в одну из пятниц после завершения сева яровых. Нередко их называли карты уен – «встречные игрища». Вероятнее всего, такое название было потому, что их организаторами поочередно являлась молодежь то одной, то другой деревни.
В Тетюшском у. Казанской губ. Эти игрища были приурочены не к пятнице, а к конкретной дате и проводились лишь раз в году. В ряде деревень на эти совместные игрища девушки съезжались накануне, останавливаясь у родственников или подруг, и гостили два-три дня. По этому поводу обязательно готовили домашнее пиво. Интересно, что совместные игрища молодежи некоторых деревень назывались «маленьким джиеном». А «большой», настоящий Джиен у них назывался Җуа җыены.
К этому варианту молодежных игрищ мот быть отнесены и поочередные гостеваний девушек, бытовавшие в ряде деревень Глазовского у Первыми в гости отправлялись девушки из д. Кестым в д. Татарские Парзи. День (одна из пятниц) был известен заранее. Встречать гостей выходили парзинские юноши и девушки: они принаряжались и играли на музыкальных инструментах. В д. Татарские Парзи приезжали девушки и из д. Татарские Ключи, однако лишь те, у которых там были родственники. А вот из д. Кестым приходили все девушки, если даже у них там родственников не было. Они гостили у своих близких подруг. Становились же таковыми довольно просто: понравившиеся друг друге девушки обменивались подарками. Гостили девушки друг у друга около пяти дней, а игрища устраивали ежедневно.
Затем парзинские девушки сами начинали собираться в дорогу, В условленный день они отправлялись в д. Кестым. Наряды, сложенные в узелок, несли на головах, поскольку так удобнее было идти. Встречали их таким же образом; аналогичным было и гостевание. По возвращении из Кестыма парзинская молодежь встречала девушек из д. Падера, а потом сама шла к ним в гости.
Подобные игрища проводились в деревнях Малмыжского, Елабужско-го, Глазовского, Казанского, Царевококшайского, Лаишевского, Мама-дышхкого, Тетюшского и других уездов.

СОВМЕСТНЫЕ ИГРИЩА ДЕВУШЕК НЕСКОЛЬКИХ СОСЕДНИХ ДЕРЕВЕНЬ

Проводились в Цивильском у. Казанской губ. в деревнях татар-кряшен под названием уен. Их проводили с участием девушек из соседних чувашских деревень начиная с Троицы. Последнее, завершающее игрище было в Петров день. Если первые игрища по традиционному распорядку проходили поочередно то в одной деревне, то в другой, то на последние собирались все вместе.
Особенность этих игрищ заключается в том, что в хороводах и в исполнении особых хороводных и игровых песен участвовали только девушки, а юноши являлись лишь зрителями. Посмотреть на девушек, которые, как правило, приходили в самых лучших своих нарядах, собирались все желающие. Чувашские девушки при этом пели на чувашском языке, а татарки – на татарском. И те и другие хорошо понимали друг друга. Мелодии же этих песен были одинаковыми.

ДЕВИЧЬИ ИГРИЩА С ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ УГОЩЕНИЕМ

Их устраивали после завершения сева до начала работ по прополке. Объединившись в небольшие группы, девушки готовили из принесенных из дома продуктов праздничное угощение – варили суп, пекли пироги и т. д. Они угощались в клети, а затем ходили друг к другу в гости. В завершение все вместе шли в поле или на луга: там устраивали игрище.
Такие игрища проводились в деревнях Кестым, Татарские Парзи и Падера Глазовского у. под названием «грачиная каша», а в д. Абалач Ела-бужского у. они назывались кызлар ашы – «девичье угощение». В деревне же Бастаново подобные игрища проводились 15 мая на опушке леса за деревней. Каждая девушка приносила с собой приготовленное дома угощение, и все устраивали в складчину. Игры, пляски и пение сопровождались музыкой; кстати, гармонистами в этой деревне, равно как и в Тептярь-Учалинской вол. Верхнее-Уральского у., были девушки.

Гуляния у чувашей и татар были схожими. Вообще подобные игрища бичи характерны для чувашей а целом. У них также сразу после Троицы начинались девичьи хороводы, игры, песни и пляски, которые продолжались до Петрова дня. В будние дни хороводы устраивались по вечерам, как правило, недалеко от деревни, а по воскресеньям и пятницам – на границе соседних селений. Бытовали такие хороводы и у марийцев. Как пишет исследователь В.И. Яковлев, самыми зрелищными в летних девичьих праздниках были вождения девичьих хороводов» и состязания в хоровом пении. Во главе хороводов были волынщики, которые задавали тон песням и хороводным играм. Подобно марийцам, волынку на девичьих летних праздниках использовали удмурты.

Из атласа "Тартарика. Этнография"

Мы принимаем  «Единая касса»  

Яндекс.Метрика
© TATARI-Rylat
Бесплатный хостинг uCoz