Татарское радио online!


Татарский магазин | Тат-портал | Тат-видео

он уже здесь
МИНИ-ЧАТ
НАШИ ПАРТНЕРЫ

Дети Земли

BannerFans.com
Рекламная пауза

Свадебный обряд у татар

Свадьба (туй) являлась центральным событием следующего цикла свадебной обрядности. Она состояла из обрядов, разрешающих брак, как на бытовом, так и на религиозном уровне, и различных действий, сопровождавших переезд молодой в дом мужа. В свадебном цикле большинства волго-уральских татар можно выделить три общих ключевых момента: мусульманский религиозный обряд бракосочетания в доме родителей невесты; отсутствие жениха и невесты при исполнении обрядов, легализующих брак; первая брачная ночь в доме родителей невесты. Необходимо отметить, что у некоторых групп татар обряды свадебного периода имели отличия.

Свадьба начиналась, как правило, в доме родителей невесты. В первый день свадьбы проводили религиозное бракосочетание – никах, никах туе, кәбен или кәбен салу. Главными среди приглашенных гостей были родители жениха. Вместе с ними приезжали его близкие родственники, женатые братья и замужние сестры, а также тетя и дядя. У кряшен и пермских татар одна пара ехала е особыми полномочиями организаторов на свадьбе, один из которых назначался распорядителем свадьбы. Сторона невесты была представлена близкими родственниками, которые помогали в проведении свадьбы.

Гости привозили с собой угощение саум: четное количество булок (6-8 штук), гуся или мясо, а также свадебные кушанья – баллы юача, баүрсак, чәкчәк и кадушки с медовухой. Если оставшуюся долю вещей и продуктов из выкупа им не удавалось доставить накануне свадьбы, то они привозили се с собой на особой подводе. У астраханских татар перед религиозным бракосочетанием родственницы жениха привозили в дом невесты дары в девяти узлах, наполненных конфетами, сладостями, отрезами тканей и платками. Гости должны были три раза объехать вокруг деревни невесты, а при въезде во двор их осыпали мелкими монетами. Родственники невесты осматривали подарки.

У мишарей родственники с женихом выезжали за невестой на 10-12 подводах, запряженных лошадьми, на упряжки которых привязывали ленты и полотенца, а к дугам – колокольчики. А у сибирских татар утром в день свадьбы в дом невесты приезжал жених с дружками. Их усаживали на нары и угощали, при этом жениху подавали пирог, в который он должен был воткнуть нож, а разрезал пирог кто-нибудь из родственников невесты. Официальное бракосочетание в большинстве случаев проводилось в доме невесты по мусульманскому обряду, в котором принимали участие только мужчины.

Без чтения брачной молитвы духовным лицом – муллой – брак не считался действительным, а будущие дети – законнорожденными (несколько иначе обстояло дело у заболотной группы сибирских татар, у которых данный обряд проводили лишь зажиточные люди). Гостей приглашали в разные комнаты, при этом женщины рассаживались на кухонной половине дома, а мужчины размещались в чистой передней половине на полу. Мулла же садился на нары. Перед ним ставили хлеб, соль (иногда масло) и нож, накрытые салфеткой, а также вещи, предназначенные для дарения. У астраханских татар свадьбы проводили летом, во дворе, где под шатром ставили круглые низенькие столы. Для утверждения брака требовалось согласие невесты и жениха.

Ввиду того, что молодые при этом не присутствовали, к ним посылали двух свидетелей. Жених в это время был в своем либо в соседнем доме, а невеста сидела в клети или в этом же помещении, где был мулла, но за занавеской. Отношение к желанию невесты часто было формальным. Молодых представляли их отцы или близкие родственники, если отцов не было. Мулла, выслушав утвердительный ответ свидетелей, зачитывал молитвы, посвященные бракосочетанию, и записывал условия брачного контракта. Он заносил имена молодых в метрическую книгу и отмечал общую сумму выкупа за невесту, сколько денег было израсходовано стороной жениха на покупку вещей для невесты. После завершения религиозного обряда мулла уходил. Во время свадебного застолья мужчины и женщины у казанских татар сидели в разных комнатах, либо женщин угощали после того, как мужчины расходились. У других групп татар это разделение не было столь строгим. У кряшен на свадьбе мужчины и женщины сидели вместе за одним столом, но зачастую в разных концах.

Свадьба у татар обычно начиналась с застолья и выноса меда и масла, имевших сакральное значение. Известно, что в XIX в. крещеные сибирские татары во время свадьбы разжигали костер и лили в огонь масло с медом. На свадьбе казанских татар подача этих продуктов служила сигналом для сбора денег с родственников жениха. Существовал определенный набор свадебных блюд и устойчивый порядок их подачи на стол. Так, обязательными являлись суп-лапша на мясном бульоне, большой круглый пирог бнлиш и мясо с отварным картофелем. У мишарей, кряшен, а также чепецких, пермских и касимовских татар почти при таком же наборе свадебных блюд порядок их подачи отличался тем, что угощение начинали с чаепития, а затем выносили суп, пирог и мясо. В завершение пира подавали печеные изделия, сладости, мед и обязательное свадебное кушанье чәкчәк. Его вынос служил сигналом к одариванию новобрачных вещами и деньгами.

Свадебный пир у сибирских татар начинался не с застолья, а с особого танца. Первой парой выступали юноша со стороны новобрачного и девушка со стороны его жены. Юноша накидывал на одно плечо девушки платок, сложенный треугольником, и они плясали, задевая друг друга плечами, а вслед за ними выходили люди пожилого возраста. Астраханские татары танцевали под калмыцкую музыку с привязанными к запястьям платками. Затем гости садились за стол и произносили тосты – добрые пожелания молодым. Свадьба в доме невесты обычаю продолжалась два-три дня, а в домах зажиточных татар целую неделю. Приезжих сватов забирали к себе родственники невесты, и для них каждое утро топили баню. Каждый новый день свадьбы все снова собирались в доме невесты на новое застолье, после которого гостей забирали следующие родственники. Этот обычай назывался «поддержать свадьбу».

У чистопольских кряшен свадебный пир завершался выносом «разгонного» хлеба, каши или пирога аргыш, который служил сигналом к тому, что свадьба окончена. Во время свадьбы проводились разные обряды. Один из них – знакомство свекрови и близких родственниц с невесткой – устраивали в тот же или на следующий после бракосочетания день на женской половине дома, где угощали родственниц жениха. В Заказанье новобрачная во время смотрин прислуживала за столом, подавая каждой гостье чай, а все женщины одаривали молодую деньгами. В некоторых поселениях Казанского, Лаишевского и Мамадышского уездов Казанской губ. мать жениха, чтобы познакомиться с невесткой, должна была найти се среди девушек, сидящих в клети, и открыть ей лицо. Затем молодая поила свекровь чаем, а та в ответ дарила ей пару предметов – браслет или монеты, серьги или головной убор калфак. У астраханских татар свекровь снимала с головы невестки последний, нижний платок.

У пермских татар иногда проводили упрощенный обряд религиозного бракосочетания алдым-бирдем без брачного свидетельства, однако само его проведение являлось условным разрегиением совместной жизни молодых. У сибирских татар в бедных семьях быт принято проводитьуаювное бракосочетание для того, чтобы из-за длительности срока, необходимого для сбора выкупа, не расстроилась помолвка. Тем не менее, эта церемония не давала разрешения молодым стать супругами, потому что в праве на невесту важное значение имела полная уплата выкупа.

Первая брачная ночь проходила, как правило, на территории невесты после религиозного бракосочетания. Для новобрачных готовили специальное помещение – в доме родителей или, иногда, в пустом доме соседей, а у кряшен – в доме родственников жениха, посаженых родителей. В теплое время года брачное помещение обычно устраивали в клети. Вдоль стен развешивали тканые полотенца и расставляли столы со всевозможными кушаньями, а пол устилали ткаными и войлочными дорожками. Особое внимание уделяли приготовлению брачной постели. Ее стелили 2-4 подруги невесты, у которых были живы оба родителя, или замужние женщины из числа близких родственниц. На кровати раскладывали несколько перин и подушек, подвешивали две занавески и полог. После того как постель была застелена, на нее укладывали супружескую пару, имевшую много детей или мальчика с девочкой. Этот обряд был направлен на обеспечение плодовитости молодых и рождение детей. Вечером после отъезда гостей за женихом отправлялись на подводе один или двое-трое юношей или молодых мужчин – родственников невесты.

У верхочепецких татар к жениху с приглашением приехать в дом новобрачной посылали одну из родственниц. С женихом приезжали один из братьев, обычно младший, или несколько дружек, отмеченных особым знаком – перекинутой через плечо красной лентой. У мишарей обычно было до 20 дружек, а у казанских татар – всего один или два. Первая брачная ночь проходила в помещении, разделенном занавеской (чаршау), за которой в ожидании встречи жениха, сидела молодая, одна или с подругами. Близкая родственница невесты, которой было положено опекать новобрачных, угощала жениха и сопровождавших его лиц. Затем все уходили, пожелав молодым спокойной ночи.

У казанских татар подруги иногда прятали под подушкой, которую клали на стул для жениха, тарелку или бьющийся предмет. Если жених догадывался убрать и разбить этот предмет, его считали смышленым. Разбивание посуды у татар, как и у многих народов, было связано с поверьем, что шум отпугивает злых духов. Некоторые женихи ударом ноги опрокидывали стул, чтобы таким образом продемонстрировать свою власть над женой, которая должна была поднять стул. Смекалистость невесты «проверялась» в обряде раздевания жениха. Жених намеренно прятал концы кушака, и если невесте удавалось быстро распутать узлы и снять с жениха верхнюю одежду, она считалась догадливой.

У мишарей Симбирской губ. обряд раздевания жениха не соблюдался: невеста снимала с него шапку и надевала ее себе на голову, затем распутывала кушак и старалась наступить на ногу жениху. Затем новобрачные вместе ужинали. У тептярей Зауралья родственница, опекавшая молодых, получив от жениха деньги за приготовление брачной постели, тушила лампу и уходила. А у заболотных татар Сибири женщина оставалась рядом с новобрачными всю ночь.

На следующее утро муж преподносил жене подарок – серьги или браслет, Еще затемно они вдвоем шли в баню. Женщинам, которые ее топили, молодой оставлял на подоконнике деньги или подарок. В доме для молодых готовили особое кушанье или блюдо: мелкие оладьи – у казанских татар, большой блин из пресного теста – у приуральских, мелкие пельмени – у астраханских и других групп татар. Согласно традиции, пока муж гостил у жены, каждое утро они мылись в бане, а у астраханских и сибирских татар было принято проводить омовение. Затем новобрачных навещали дружки и дети, которым молодожен раздавал мыло, ножики и зеркальца. Теща и тесть приглашали его на совместное чаепитие, во время которого он дарил им отрезы на платье и рубаху.

В некоторых поселниях было принято, чтобы молодой, заночевав у своей жены заранее обговоренное количество ночей, уезжал к себе домой, так и не показавшись ее родителям и родным. Возможно, это было связано с обычаем избегания близких родственников жены. Обычно он ночевал вал подряд 4-8 ночей и уезжал домой. Во второй приезд он оставался уже на четыре ночи, затем на две. После этого он приезжал всего лишь раз в неделю, обычно по четвергам. Хождение в гости к жене зависело от материального положения семей молодых. Еженедельные угощения зятя являлись довольно обременительными, поэтому данный период мог быть коротким (если семье жениха требовалась работница) или длительным, до года, вплоть до рождения ребенка.

Посещение молодым мужем своей жены в доме ее родителей в течение какого-то периода было характерной особенностью свадебной обрядности значительной части волго-уральских и сибирских татар. В этот период молодожены не имели права показываться в обществе вместе. У приуральских татар молодоженам разрешалось ранней весной или летом прогуляться в лес. Обычно туда отправлялось несколько пар. Молодые мужья развешивали на деревьях платки своих жен, которые должны были достать их. По быстроте их действий судили об их деловых качествах.

Переезд молодой в дом мужа обычно приурочивали к июлю. У казанских татар молодой супруг приезжал за женой в крытой повозке в сопровождении своей младшей сестры, а у мишарей – со свитой друзей. У верхо-чепецких татар жених с дружкой приезжали к невесте в специальной кибитке, на которой молодую увозили в дом жениха несколько семейных пар из числа ее родственников. Жених с дружкой оставались в ее доме и уезжали лишь после того, как молодую размещали в клети. У некоторых групп мишарей и сибирских татар бытовал обычай, связанный с культом предков. Жених вместе с дружками и родственниками, перед тем как поехать за невестой, заезжал на кладбище, чтобы помолиться и поклониться могилам своих предков.

В Казани и Заказанье жених впервые ехал навещать невесту на лошадях тестя. Его никто не сопровождал, кроме возницы из родственников невесты. К дому невесты он приезжал ночью, опасаясь препятствий и стараясь подъехать незамеченным. Иногда обиженные соперники запирали ворота в деревню или клали бревна, чтобы остановить лошадей. У сибирских татар в некоторых поселениях было принято привозить жениха тайно от всех, иногда даже переодев его в женское платье или впустив в дом через окно, в то время как его дружку, переодетого в одежду жениха и громко распевавшего песню, везли по деревне.

Юноши и молодые мужчины со стороны невесты держали створки закрытых ворот и не давали жениху въехать во двор, требуя выкуп. Жених давал им деньги, а дружки рассыпали орехи, пряники и монеты, которые бросалась собирать детвора. Двери избы и комнаты, в которой находилась невеста, держали подростки, также требовавшие от жениха выкуп. При этом они приговаривали: «Дверная петля стоит один алтын, наша сестра – тысячу алтын».

Свадебный поезд состоял из крытой повозки, запряженной парой лошадей, в которой сидели молодожены. За ней ехала подвода с приданым и подарками для родственников.

Ритуал целования рук был характерной особенностью свадебной обрядности татар-мишарей в некоторых уездах Пензенской и Тамбовской губерний. Было принято, чтобы молодые при отъезде из дома невесты целовали руки ее родителей. После первой брачной ночи в доме жениха новобрачная целовала руки своего супруга и их родителей. Данный обряд, являлся неотъемлемой частью свадебных действий сибирских татар. Во время застолья зять прикладывался к руке тестя, невестка – к руке свекрови, а отцы молодых целовали руки друг другу. Подобный ритуал имел место и у астраханских татар, а также у ногайцев и азербайджанцев.

Встреча молодых в доме жениха проходила очень торжественно и сопровождалась определенными ритуальными действиями. Молодая, выходя из повозки, опиралась на какое-нибудь животное (овцу или теленка). Под ноги ей обязательно подкладывали подушку или шубу, стелили коврик или белую ткань. Войдя в дом, она вешала полотенце, дотрагивалась рукой до печки и погружала руки в миску с мукой. Молодую заводили под полог и потчевали медовым напитком, маслом и медом. Затем ей давали ложку, чтобы она помешала суп в котле. Этот обряд приобщал молодую женщину к жизни в семье мужа. Она одаривала женщин нагрудниками, а мальчиков кисточками-оберегами из разноцветных ниток.

Смотрины молодой проводили в тот же день. У казанских татар покрывало с лица невесты снимала свекровь, у кряшен и мишарей – маленький мальчик.

Застолья после переезда молодой проводили как в доме родителей мужа, так и в домах его родственников, причем порядок их проведения был в целом аналогичен свадебным застольям и угощениям, устраиваемым в доме родителей невесты. Отличались они тем, что в дом мужа не приглашали его тещу и тестя. Их принимали через несколько дней отдельно от других гостей. Молодожены навещали родственников жены и одаривали их. Следует отметить специфические черты, характерные для традиционных обрядов свадебного периода у татар-мишарей Пензенской, чепецких Вятской и касимовских татар Рязанской и Тамбовской губерний. У этих групп татар жених принимал активное участие в обрядах, легализующих брак, свадебные застолья проходили в доме и невесты и жениха, имели проведение первой брачной ночи в доме жениха и проверка невинности невесты. У них не было обычая гостевания мужа в доме своей жены после бракосочетания, столь же характерного для основной части татар. Невесту перевозили в дом мужа в тот же день после религиозного бракосочетания в ее доме. У мишарей Пензенской, Саратовской и Нижегородской губернии во время бракосочетания жених стоял с невестой за занавеской. С ними с двух сторон находились их матери или две подруги. После оформления брака, но еще до угощения, мать невесты разносила родственникам зятя подарки на тарелке, а в ответ те клали деньги. Затем родственница омывала новобрачной лицо водой из миски, которая стояла на столе, а жених раздавал гостинцы детворе.

У кряшен в свадебной обрядности также имелся ряд особенностей. Религиозное бракосочетание у них проводилось в церкви, жених и невеста принимали участие в обрядах, разрешающих брак, а первая брачная ночь проходила на территории жениха, но в доме посаженых родителей, которые играли особую роль на свадьбе, а также в материальном обеспечении и в дальнейшей супружеской жизни молодых. У кряшен бытовали специфические обряды. Так, родителя благословляли своего сына на брак иконой и хлебом. Родственники жениха, приехавшие за невестой, выстраивались у костра, разожженного во дворе, а перед крыльцом гостей встречали хлебом-солью и маслом родители, родственники невесты и она сама под покрывалом, сопровождаемая двумя своими подругами. Жених давал им по монете и вместе с невестой заходил в дом.

После угощения, которое могло продолжаться в течение суток с посещением домов родных невесты, молодые и их сопровождающие ехали в церковь на венчание. После венца невесту привозили в дом родственников жениха, где ее переодевали в костюм замужней женщины. Молодые и сопровождающие их лица, направляясь к дому жениха, проезжали по всем улицам деревни. Перед воротами дома снова разжигали костер, и лошади с повозкой должны были проскочить через огонь: если это удавалось, то считалось, что молодых ожидает благополучная жизнь. Обряд «очищения огнем» бытовал также у сибирских и астраханских татар, народов Алтая и Средней Азии. Новобрачных у крыльца встречали родители с хлебом-солью, а мать жениха давала им откусить от каравая. Затем их усаживали в углу, отгороженном занавеской, в той комнате, где для гостей были накрыты столы. Один стол предназначался для мужчин и стоял в центре помещения, а другой, находившийся возле печи, отводился для женщин. В самом начале свадьбы посаженая мать приносила на большом подносе полотенце, вышитое невестой, и пела, обращаясь к гостям, а участники пира клали на поднос подарки или деньги. Гостям подавали суп-лапшу или пельмени, кашу и нарезанное мясо, после чего выносили угощения, привезенные гостями – пироги, хлеб, гусей, мясо, масло и водку, а также свадебные кушанья из теста.

У кряшен была достаточно развита устная свадебная поэзия, которая являлась неотъемлемой частью свадебной обрядности, в отличие от казанских татар-мусульман. У нагайбаков – крещеных татар между сватами при встрече на свадьбе происходил диалог в песенной форме. Мать жениха пела, обращаясь к родителям невесты, а те ей отвечали. Гости, расходясь со свадьбы, исполняли специальную песню «Тау җыры», восхвалявшую хозяев за хорошее угощение.

Специальные свадебные песни, которые были очень популярны у многих групп татар, у казанских татар широкого распространения не получили. Наиболее активными исполнителями свадебных песен были юноши. У верхочепецких татар Вятской губ., когда молодой в сопровождении друзей выезжал ночью за своей женой, они исполняли песни, сходные с подобными песнями у мишарей. В день перевоза молодой в дом мужа мишари пели шуточные песни, а на свадьбе у пермских татар имелся специальный певец, который запевал песню, как только подъезжал к дому молодой, и пел ее до тех пор, пока молодых не оставляли одних. За это он получал красивое полотенце и вышитый свадебный платок, после чего снова повторял куплет, восхваляя достоинства молодой.

У мишарей встреча молодоженов была насыщена следующими обрядовыми действиями: подростки колотили по полотнищам ворот, мужчины стреляли из ружей, а мать жениха осыпала обоих орехами и, приплясывая, пела куплет свадебной песни, на что жених такте отвечал ей пением. Его родственники сыпали на головы молодых конфеты и давали им попробовать мед или медовый напиток ширбәт, а сопровождавшие невесту родственники и дружки клали на тарелку деньги. Касимовские татары обсыпали молодую при встрече хмелем, изюмом и монетами, а астраханские татары – монетами, ртом и мукой. Сибирские и астраханские татары обмахивали невесту живым петухом и натягивали над порогом белую ткань, на которую молодаяя должна была наступить и надорвать. По мнению татар, эти действия должны были отпугнуть злых духов. У сибирских татар, в отличие от других групп, после приезда невесты начинались состязания – конные скачки, борьба и бега.

Из атласа "Тартарика. Этнография"

Мы принимаем  «Единая касса»  

Яндекс.Метрика
© TATARI-Rylat
Бесплатный хостинг uCoz