Татарское радио online!


Татарский магазин | Тат-портал | Тат-видео

он уже здесь
МИНИ-ЧАТ
НАШИ ПАРТНЕРЫ

Дети Земли

BannerFans.com
Рекламная пауза

 Годовой праздничный цикл у татар

Исследователи духовной жизни стран Запада и Востока обращают внимание на то, что в современном мире существует характерная тенденция, выражающаяся в стремлении возродить традиционные формы быта и духовной культуры, в том числе здоровые народные обычаи. Регенерация традиционных обычаев и обрядов – общий процесс, характерный для всех народов и нашей страны. С чем это связано? Главное, очевидно, заключается в том. что воздействие научно-технического прогресса особенно сильно в области материальной культуры. Значительное сглаживание различий между отдельными народами сделало актуальным сохранение национальной самобытности, наиболее устойчиво проявляющейся именно в сфере духовной культуры, в том числе в народных обычаях, обрядах и праздниках.

В многочисленных работах ученых-философов (Д. М. Угриновича, И. В. Суханова, И. И. Фурсина, Н. М. Заковича и др.), историков и этнографов (А.И. Мазаева, Ю.В. Бромлея, М.М. Громыко, К.В. Чистова, НА Миненко и др.) доказано, что следование системе определенных норм, обычаев, обрядов и праздников в социально-культурной и духовной жизни человека – явление всеобщее и постоянное, присущее всем народам и во все времена. Обрядность имеет ярко выраженный этнический характер. Она является одной из составляющих определения этноса. Сложившаяся система обрядности – признак стабильности общества, без нее невозможно его полнокровное, полноценное существование, ибо она является неотъемлемой частью его образа жизни. В то же время обрядность – это и эффективное средство воспитания. Именно она лежит в основе народной педагогики, являясь механизмом передачи норм поведения, а также культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому. Следуя нормам поведения, принятым в том или ином обществе, человек незаметно для себя усваивает эти нормы.

Еще исследователи XIX в. обращали внимание на то, что народные праздники являются значимым фактором, объединяющим людей данной народности, приобретая при этом особый смысл в этническом сознании. Так, описывая марийские праздники, С. К. Кузнецов отмечал: «Без сомнения, большие моления играют значительную роль в деле солидарности черемис..., дающей возможность общения между разрозненными ветвями черемисского племени».

В процессе объединения народа идет выработка единой системы праздничной культуры, наличие общих праздников у различных групп того или иного этноса является объективным показателем степени его единения. Например, в процессе формирования татарской нации общенациональным становился праздник казанских татар Сабантуй, постепенно распространившийся и среди татар-мишарей, особенно в тех регионах, где казанские татары и татары-мишари жили рядом. Народные праздники способствуют формированию и воспитанию культуры национальных чувств и национальной гордости, являясь одновременно одним из эффективных средств реализации и удовлетворения чувства национального. Вместе с тем в нашей стране не всегда существовало позитивное отношение к традиционной обрядности. В утверждении негативного отношения определенную роль сыграл характер этнографических исследований, в которых долгое время преобладал историко-генетический подход. При таком подходе анализ обрядов и праздников сводился к поиску истоков, выявлению пережитков, древнего смысла обряда и объяснению отдельных его элементов на основе некогда существовавших представлений.

По справедливому замечанию И. В. Суханова, «своего рода универсальным штампом стал прием проецирования любого народного обрядового действа на соответствующее ему по внешней форме действие первобытной магии». Направленность исследований лишь на поиск истоков, акцентирование внимания только на этой стороне обрядов и праздников невольно превращает их в нечто архаичное, недостойное внимания современных сообществ. Методологическая несостоятельность такого подхода была убедительно доказана исследователем П. Г. Богатыревым. Он писал, что в большинстве случаев невозможно дойти до первоначального объяснения тех или иных обрядов или праздников. Причем это касается не только отдаленных, доисторических эпох, но и эпох более близких (например, для обрядов в Южной Руси). Богатырев призывал перейти от бесчисленных гипотез о первоначальном значении обрядов к экспериментальному анализу фактов, которые можно наблюдать ежедневно, и обратиться к множеству интереснейших проблем, касающихся современного состояния народных верований, обрядов и магических действий. И такие исследования появились.

В частности, заслуживают внимания работы М. М. Громыко, посвященные исследованию этических традиции, норм поведения и общения и связанных с ними обычаев, обрядов и праздников. Громыко рассматривает их как часть общественного быта, при этом она совершенно справедливо обращает внимание на то, что наличие древних корней в обрядовом явлении – это еще не признак архаичности самого явления. «Было бы ошибочно, – пишет она, – многообразие народной культуры праздника относить к языческим обрядам, их пережиткам. При таком подходе упускается значение традиционных форм поведения в реальной (для конкретного периода) социальной и духовной жизни этноса, место их в народной этике». Почти во всех исследованиях (как историко-этнографических, так и философских) утверждается, что традиционная праздничная культура складывалась путем накапливания генетически разнородных элементов. С изменением социально-экономических условий (а в отдельных случаях – и со сменой государственной религии) происходила смена праздничной культуры. Но эта смена никогда не была абсолютной. Отдельные элементы (ритуалы, обряды, действия, атрибуты и т.д.) старых праздников включались в праздничную культуру нового времени. Одним из первых обратил на это внимание известный исследователь и историк СА Токарев. Анализируя эволюцию форм первобытной религии, он отмечает, с одной стороны, устойчивость обрядов в ходе их исторического развития, а с другой – изменчивость их идейного осмысления.

Трактовка обрядовых действий зависит от господствующей в обществе идеологии. Изменяется идеология – меняется и осмысление обрядовых действий. Классическими примерами этому может служить меняющаяся символика обручального кольца, новогодней елки. Например, крашеное яйцо является атрибутом христианской Пасхи, но это и символ прихода весны у пародов, исповедующих ислам. У татар, в частности, оно олицетворяло наступление весеннего народного праздника Сабантуй. В советское время в традиционной праздничной культуре слишком многое было отнесено к разряду религиозного, неприемлемого для социалистического общества, хотя известно, что чисто религиозные моменты в народных праздниках занимали незначительное место.

Работы этнографов свидетельствуют о многообразии бытового проявления канонизированных религиями праздников, так как вековые народные обряды вошли, влились в религиозные, став их массовыми, красочными и яркими моментами. Важным было то, что при этом сохранялся механизм передачи традиционной праздничной культуры, ее этнического своеобразия. Робость и непоследовательность в работе по сохранению и возрождению традиционных форм праздничной культуры напрямую связаны с недостаточной изученностью и слабым знанием этих форм, многие из которых вышли из быта. Вместе с тем их утрата не была объективной необходимостью: их запретили, от них, равно как и от народных безрелигиозных праздников, попросту отказались. Ислам со своим скользящим лунным календарем не смог вобрать в себя местные народные праздники, как это произошло в христианстве. Поэтому татарские народные праздники Сабантуй и Джиен бытовали в безрелигиозной форме. Тем не менее, их постигла та же участь, что и традиционные праздники христианских народов.

Сохранение и возрождение народных праздников обогатит праздничную культуру современного общества и послужит делу объединения людей разных национальностей, воспитанию патриотических чувств. Как свидетельствуют исследования, на татарском Сабантуе всегда были желанными гостями жители соседних деревень – марийцы, чуваши, удмурты, русские, равно как и татары, в свою очередь, па их праздниках. В этом разделе речь пойдет о традиционных общественных обрядах и праздниках татарского народа, под которыми имеются в виду обряды и праздники годового цикла, оформлявшие наиболее важные моменты жизни крестьянской общины, отдельных возрастных и социальных групп населения – молодежи, девушек, женщин и др., а также связанные с коллективным трудом, отдыхом и общением. В этнографической литературе их принято называть календарными.

Употребление этого термина применительно к татарам было бы не совсем точным, ибо установленной календарной даты для большинства из них не было. Это является особенностью традиционной праздничной культуры большинства татар волго-уральского региона. В исследование не вошли сугубо религиозные мусульманские праздники, как и христианские (для кряшен), хотя в исследуемое время они также играли важную роль в духовной жизни народа. Народные праздники – как домусульманские, так, возможно, и более позднего происхождения – развивались и функционировали вне зависимости от ислама, появившегося па территории Среднего Поволжья в X в. Интересно отметить, что основные мусульманские праздники татары называли словом гает (Ураза гаете, Корбан гаете), в то время как народные – словом байрам, этимология которого, по данным языковедов, сводится к понятиям «весенняя красота (прелесть)», «весеннее торжество». И это является другой особенностью праздничной культуры татарского народа.

Массовый материал, собранный во время этнографических экспедиций, свидетельствует о том, что преобладающее большинство общественных обрядов и праздников в основных районах проживания татар приходилось на весенне-летнее время. Приход весны был ожидаемым и очень важным периодом в жизни крестьян. Это время начала сельскохозяйственных работ, от удачного проведения которых зависел урожай и будущее благополучие народа. Этим и было обусловлено появление и функционирование основных обрядов и праздников. Осенне-зимний цикл включал в себя гораздо меньшее количество обрядов и праздников. В нем почти отсутствовали народные праздники. Лишь в отдельных районах наблюдалось празднование новогоднего цикла по григорианскому календарю. Вместе с тем в этом цикле имелись свои особенности, в частности проведение своеобразных молодежных помочей.

Мы принимаем  «Единая касса»  

Яндекс.Метрика
© TATARI-Rylat
Бесплатный хостинг uCoz