Татарское радио online!


Татарский магазин | Тат-портал | Тат-видео

он уже здесь
МИНИ-ЧАТ
НАШИ ПАРТНЕРЫ

Дети Земли

BannerFans.com
Рекламная пауза

Священные картины шамаилей

На рубеже IX-XX веков в городах Среднего Поволжья и Приуралья в народном искусстве татар-мусульман особую популярность приобретают каллиграфические панно-картины с надписями религиозного, поэтического, философского или назидательного содержания, иногда с изображениями мусульманских святынь.

Эти изречения, выполненные масляными красками на обратной стороне стекла и подсвеченные фольгой, были известны татарам как «шамаиль», в переводе с арабского – «качество, достоинство, всестороннее изображение». В сознании народа шамаиль является сакральным предметом, связанным с исламом, верой в Аллаха. Шамаили считались лучшим украшением жилища и исполняли роль оберегов, они занимали в интерьере определенное место – над дверью, либо на южной стене, указывая направление на Каабу.

При этом шамаили нельзя целиком отнести к искусству декоративному, поскольку задачи шамаиля шире, чем просто служить украшением. Они занимают ключевую позицию в истории развития арабской графики у татарского народа. В шамаилях закладывалась большая информация, и они были своего рода энциклопедией ислама. К тому же позже, в известный нам период, шамаиль служил единственным атрибутом веры в условиях строгого отношения к исламской вере.
Это особый вид синтетического искусства, одухотворенного Божественным Присутствием.

Из наиболее известных мастеров этого искусства XIX, начала XX веков можно назвать Гали Махмудова – основателя школы каллиграфии, ставшего первым профессиональным и официальным каллиграфом, а также Госмана Салиева, Ходжу Саитова и других. Почти забытый в советский период, этот религиозный вид искусства долгое время оставался "белым пятном" на фоне достаточно изученного декоративно-прикладного искусства татар.

Шамаиль был предан забвению, и только в последнее десятилетие ХХ века к нему смогли быть обращены взоры исследователей и последователей художественных традиций этого вида искусства. Музей шамаиля был открыт в 2005 году в Татарской гимназии им.Ш.Марджани (№2) по инициативе директора К.З. Хамидуллиной. В гимназическом музее шамаиля представлены работы Б. Урманче, Д. Рахмати, Н. Наккаша. Р.Морданова, В.Попова, А. Халиуллиной, Р. Мухамметзянова и других видных художников.

Существование авторского шамаиля подразумевает глубокое знание арабского, и, отчасти, персидского языков, постижение смысла текстов Священного Корана и всего литературного наследия. Чтобы глубоко понять явление шамаиля, необходимо быть сведущим и в религиозных течениях ислама, особенно суфизме, проникнуть в тайны знаковых изображений, символику образов, написание тех или иных слов или словосочетаний, досконально изучить особенности каллиграфии.

Сегодня существуют как рукотворные, так и печатные экземпляры шамаилей. По мнению современного мастера шамаилей Рустема Шамсутова печатный вариант никак не снижает ни художественной ценности, ни духовного значения произведения. Ещё одна положительная сторона – более низкая цена, соответственно, доступность. Тиражированием шамаилей занимались ещё в дореволюционный период. И такого “внимания” удостаивались наиболее удачные образцы. Тогда они в больших количествах распространялись на территории республики и за её пределами, неся на себе нагрузку и пропаганды, и просвещения. Ведь в шамаилях представлена модель Вселенной, картина мироздания, преломленная сквозь призму национального самосознания татар и мусульманской эстетики.

Мы принимаем  «Единая касса»  

Яндекс.Метрика
© TATARI-Rylat
Бесплатный хостинг uCoz